На совещании обсуждался вопрос перспективы развития государственно-частного партнерства, в т.ч. в структуре здравоохранения. В работе совещания приняли участие Министр здравоохранения РФ В.И.Скворцова, Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, заместитель Министра культуры РФ Г.У. Пирумов, директор департамента Минфина России и др., под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Юрьевны Голодец.
В своем выступлении Г.Н. Глушков рассказал об опыте работы государственно-частного партнерства на примере ООО «Медицинское объединение «Спасение»: об условиях концессионного соглашения, перспективах развития, проблемах реализации договора концессии и возможных механизмах решения существующих проблем.
Общество с ограниченной ответственностью «Медицинское объединение «Спасение» (ООО «МО «Спасение») работает на рынке платных медицинских услуг г. Казани и Республики Татарстан с 1997 года. С 2012 г. ООО «МО «Спасение» вошло в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность по Территориальной программе ОМС Республики Татарстан
На сегодняшний день поликлиника «Спасение» это два, в определенной степени, производственных подразделения (ОМС и платные услуги) с единой логистикой и собственным стандартом качества обслуживания.
Деятельность по ОМС строится в рамках государственно-частного партнерства (концессии), целью которой явилось улучшение условий оказания медицинских услуг для прикрепленного населения, повышение качества услуг и уровня квалификации персонала, а также доведение оказания услуг по ОМС до уровня платных услуг и отработка на практике совмещения механизмов двух видов страхования: ОМС и ДМС.
По условиям концессионного соглашения государство передало в пользование помещение городской поликлиники сроком на 15 лет, госзаказ на определенный объем медицинских услуг, а компания, в свою очередь, взяла на себя обязательство осуществить реконструкцию помещений поликлиники, оснастить медицинским оборудованием, трудоустроить медицинский персонал и организовать выполнение программы государственных гарантий.
Таким образом, государство получило достаточные дополнительные инвестиции; население – качественные медицинские услуги с предоставлением дополнительного сервиса, а компания «Спасение» – государственный заказ.
Однако, в процессе подготовки реализации проекта выявился ряд проблем:
Тарифная политика. Несоответствие реальным затратам медицинской организации действующих тарифов, как в расходах на одно посещение (медицинские затраты), так и иных затрат. Например, коммунальные расходы для медицинских организаций с частной формой собственности на сегодняшний день рассчитываются по коммерческим тарифам, а компенсация - по фиксированным тарифам, регламентированным государством. Кроме того, существующая система финансирования по кодам бюджетной классификации фактически осталась сметной, что усложняет деятельность медицинской организации, снижает ее гибкость, увеличивая операционные расходы, источником покрытия которых, являются собственные средства. Таким образом, необходимо пересмотреть тарифную политику для организаций, работающих в рамках государственно-частного партнерства, увязать их с реальными затратами, а также включить инвестиционные затраты в тариф на срок действия договора концессии (своего рода «инвестиционный кредит»).
Условия работы. Проявляются в определенной степени неравные условия работы для государственных и частных медицинских организаций. Как пример – для медицинских организаций с иной формой собственности не предусмотрено участие в Национальных проектах, а следовательно отсутствует возможность модернизации бизнес-процесса. Обучение сотрудников компании проводится за счет собственных средств. Не отрегулирован доступ к единой информационной базе.
Оказание медицинской помощи. Не в достаточной степени прозрачен, а значит, практически не работает механизм взаимодействия между частными и государственными учреждениями здравоохранения по вопросам этапности оказания медицинской помощи и обмена медицинской информацией. Было бы правильным, на наш взгляд, отработать вопрос и использования единой базы данных для всех субъектов медицинской деятельности, вне зависимости от формы собственности.
Прикрепление. Как известно, в настоящий момент действует территориально-участковый принцип прикрепления населения к участкам. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 21) предусматривает право пациента выбрать медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи (один раз в год, за исключением случаев изменения места жительства) и, в соответствии с этим, формируется годовое плановое государственное задание. И если количество прикрепленных пациентов в течение года изменяется от плана в сторону увеличения, то госзадание все равно остается прежним. Действенной мерой для поддержки предпринимательства была бы проработка вопроса о ежеквартальной корректировки государственного задания в разрезе медицинских организаций. Было бы эффективнее передать страховым организациям, или совместно разделить функции по размещению и перераспределению госзадания между страховщиками и Фондами ОМС. Ведь право выбора медицинской организации за населением, а это есть – защита прав застрахованных – одна из основных функций страховой организации. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации мы видим законодательное регулирование добровольного медицинского страхования. В настоящее время ДМС является по существу ОМС-замещающей технологией, а должна быть дополняющей.
Реализация договора концессии. Ст. 3, ч. 10 Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» предусматривает: недвижимое имущество, созданное концессионером без согласия концедента, при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит.
В результате концессионер – медицинская организация не заинтересована в создании новых помещений, которые могли бы быть использованы для оказания медицинской помощи, поскольку право собственности на них будет принадлежать концеденту – государству. Таким образом, законодательно ограничены возможности развития программ концессии. Кроме того, необходимо закрепить:
– исключительное сохранение права на интеллектуальную собственность за концессионером;
– минимальный срок концессионного соглашения на 10–15 лет;
– преимущественное право Концессионера по пролонгации соглашения или выкупа объектов движимого и недвижимого имущества.
Все эти меры послужат дополнительным мотивационным аргументом по развитию рынка концессии.
Мы считаем, что уточнение указанных норм в отношении объектов здравоохранения привлечет дополнительный ресурс в общую систему здравоохранения.
Реализация всех этих вопросов (создание реальных рыночных механизмов, корректировка тарифной политики, гибкий механизм прикрепления населения, прозрачная система распределения государственного заказа) позволит создать конкурентную среду, повысить качество предоставляемых услуг, что в свою очередь, поспособствует созданию условий для построения жизнеспособной модели первичного звена.